Факультет СКД

О Факультете

Факультет социально-культурной деятельности является динамично развивающимся подразделением университета. Наш факультет имеет давнюю историю развития, в 2009 году нам исполнилось 60 лет. Все эти годы факультет развивался, менялся, шел в ногу со временем.

Современный специалист, работающий в социально-культурной сфере, должен обладать социально-значимыми личностными и гражданскими качествами, быть социально-активным, предприимчивым, способным находить оптимальные решения в нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях, быть хорошо адаптированным к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической и экономической обстановке, сохраняя при этом свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности.

На факультете социально-культурной деятельности сложилась достаточно эффективная модель подготовки такого специалиста. Приоритетными направлениями, которой являются: формирование условий гражданского становления личности; духовно-нравственное и патриотическое воспитание; поддержка талантливой молодежи; развитие художественного и научного творчества; оказание помощи в решении вопросов профессиональной занятости; развитие студенческого самоуправления и самоорганизации.

На факультете студенты обучаются по семи специальностям: социально-культурная деятельность, звукорежиссура театрализованных представлений, социальная педагогика, организация работы с молодежью, педагогика и психология. По направлению социально-культурная деятельность есть бакалавриат и магистратура.

История Факультета

Факультет социально культурной деятельности появился в составе, тогда еще, Московского государственного библиотечного института (МГБИ) 13 июля 1949 года. Первым его названием было «культурно-просветительный факультет» и ориентирован он был на подготовку преподавателей специальных дисциплин для культурно-просветительных школ, которые являлись базовым элементом идеологической работы в СССР.

Первым деканом факультета был Г. Г. Карпов.

Первоначально набор и подготовка специалистов факультетом осуществлялась на базе кафедры педагогики, а 1 февраля 1951 года была создана и открыта кафедра культурно-просветительной работы (ККПР) на базе одноименной предметной комиссии при кафедре педагогики.

Первым руководителем этой кафедры стала видный теоретик и ученый Л.С. Фрид широко известная в системе культурно-просветительной работы. В первый состав кафедры входили преподаватели, исследователи и ученые, внесшие огромный вклад в дело систематизации и теоретического осмысления основ и методики культурно-просветительной и культурно – досуговой работы А. И. Лютер, Т. М. Ремизова, А. М. Савченко, М. П. Мазурицкий, Л. И. Беляева и др.

Результаты научных разработок и анализ их практического применения привел к тому, что в 1959 году на факультете были введены три специализации:

- руководитель самодеятельного хорового коллектива

- руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов

- руководитель самодеятельного театрального коллектива

Это предопределило создание новых кафедр:

- актерского мастерства и театральной режиссуры

- хорового дирижирования

- народных инструментов.

Это дало импульс дальнейшему осмысление и формирование теоретических основ практики культурно-просветительной и культурно — досуговой работы.

1964 год/strong>, на факультете созданы кафедры:

- оркестрового дирижирования

- культуры речи

- теории и истории музыки.

1965 года создана кафедра хореографии

1967 года создана кафедра теории и истории культуры

1972 год создана кафедра клубно-массовых представлений на базе созданной ранее секции кафедры театральной режиссуры

1974 год создана кафедра кинофоторежиссуры

Широта охвата деятельностного пространства, многогранность научной проблематики, ее разносторонность и сложность практического администрирования в столь крупном научном коллективе, а также особенности реализации потенциала подготовленных специалистов с необходимостью привели к разделению факультета 25 сентября 1975 года на два: культурно-просветительный факультет 1 и культурно-просветительный факультет 2. Однако это не дало ожидаемого административного эффекта, а даже наоборот обострило внутреннюю организационную ситуацию в этом, ставшем уже крупнейшим в университете, учебном и научном подразделении.

В связи с этим 3 августа 1977 года произошло объединение этих двух факультетов в один. И в этом обновленном и объединенном виде факультет существовал до 1987 года. При этом необходимо отметить, что 26 мая 1985 года на факультете была создана кафедра теории и истории культпросвет работы.

В 1987 году факультет был разделен на два по признаку специализации, а 21 декабря 1990 года Культурно-просветительный факультет №2 переименован в факультет народного музыкального творчества.

Изменения, начавшиеся в это время в политической жизни страны и повлекшие за собой изменения самой этой страны, естественно отразились и на Университете, а следовательно и на его факультетах. Процессы изменения начались с изменений формальных транскрипций в смысловых феноменах базовых подразделений факультета.

Так 22 марта 1991 год кафедра организации и методики культпросвет работы была переименована в кафедру методики культурно — досуговой деятельности.

И далее:

10 апреля 1991 год кафедра теории и истории КПР переименована в кафедру социально-культурной деятельности

12 апреля 1991 год кафедра культуры речи переименована в кафедру сценической речи

9 сентября 1991 год факультет культурно-просветительной работы переименован в факультет культуроведения

31 октября 1991 год кафедра режиссуры клубно-массовых представлений переименована в кафедру режиссура театрализованных представлений

12 марта 1992 факультет КПР заочного отделения переименован в факультет культуроведения

25 марта 1992 год кафедра методики культурно — досуговой деятельности переименована в кафедру культурно — досуговой деятельности

Перелом в общественно — политическом и экономическом устройстве страны 1993 года дал импульс глобальным изменениям в подходах к образовательной и научной деятельности вообще и началу нового этапа в жизни факультета, связанного с поиском, реализацией и канонизацией форм учебной и научной работы, учитывающих новые экономические реалии.

Происходящие в режиме переворота трансформации требовали одновременного поиска, становления, осознания и внедрения новых оснований и методов работы с большими группами людей, объединенных на основе формальной мотивации.

Решающим шагом к адаптационным изменениям стало создание 27 апреля 1994 г. учебно-коммерческого центра при факультете культуроведения. Директором этого, тогда еще необычного для сознания «советского» человека, структурного подразделения, наделенного финансовой самостоятельностью стал Виктор Михайлович Чижиков.

Это событие знаменовало собой начало перехода факультета на новые формы работы и организации в условиях рыночной экономики переходного периода.

Четыре последующих года были необычайно насыщены формальными структурными преобразованиями, отражающими в полной мере юридическую и организационно — поисковую нестабильность переходного периода. Однако стержнем этого периода развития факультета было формирование и выработка теоретических основ нового смысла культурно-просветительной и культурно – досуговой работы, а также культуроведческого направления деятельности в целом и постепенная кристаллизация феномена социально культурной деятельности как стержня широкого спектра специальностей обеспечивающих решение задач успешной работы с большими группами людей и коллективами.

5 октября 1998г. Факультет культуроведения МГУК переименован в факультет социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Этот переход венчает собой историю развития и жизни факультета в условиях доперестроечного периода.

В структуру факультета входят пять выпускающих кафедр:

- кафедра культурно-досуговой деятельности – заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор Жарков Анатолий Дмитриевич;
- кафедра психологии и педагогики – заведующий кафедрой доктор культурологии, профессор Зорилова Лариса Сергеевна;
- кафедра менеджмента социально-культурной деятельности – заведующий кафедрой доктор культурологии, профессор Чижиков Виктор Михайлович;
- кафедра звукорежиссуры – заведующий кафедрой Чудинов Алексей Константинович;
- кафедра социально-культурной деятельности – заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор Ярошенко Николай Николаевич.

Создание в университете современной креативной системы образования и воспитания на уровне мировых образовательных стандартов, включение студентов в различные виды творческой и социальной деятельности, развитие студенческого самоуправления, стимулирование различных форм самоорганизации направлено на развитие художественно-творческого начала, социальной активности, предприимчивости будущего специалиста.

Большое внимание уделяется процессу формирования личностных качеств студентов, развитию их духовных и нравственных начал. Разработка проектов, творческие показы в студенческих группах носят социально-значимую направленность.

Сохранению и развитию корпоративных традиций факультета способствует проведение ежегодных факультетских и кафедральных праздников, посвященных профессиям и важным событиям.

Включение в разработку и реализацию научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи является одним из приоритетных направлений на факультете. Успешно проходят студенческие кафедральные и факультетские научные конференции.

Адрес: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2. аудитории №307Б, 306Б, 308Б.
Контактные телефоны: Декан: 570-68-84; Заместители декана: 570-68-84; Методический отдел: 570-35-44.